Какие ошибки допускают руководители в работе с командами и как их избежать?
Интервью Анны Лебедевой, MCC ICF, PCC Assessor, старшего тренера, директора Международного Эриксоновского Университета коучинга.


Существует мнение, что руководителю нужно выбрать свой конкретный стиль управления и придерживаться его в работе. Но современный мир динамичен и правила игры, по которым мы живем, меняются постоянно. Руководителям важно адаптироваться и подстраиваться под актуальные реалии, сочетать несколько стилей управления и прибегать к каждому из них в нужный момент.

О том, как управлять командой и как избегать распространенных ошибок, рассказала Анна Лебедева — директор Международного Эриксоновского университета коучинга, мастер сертифицированный коуч по стандартам ICF.

Палитра стилей управления

Каждый стиль управления имеет как плюсы, так и минусы. Например, авторитарный — очень понятный и структурный: руководитель дал четкую задачу, сотрудник ее выполнил. Но в то же время эта система ограничивает инициативность и креативность, что лишает компанию многих возможностей. Этот стиль отлично подходит для новых сотрудников, так им будет легче влиться и понять внутренние процессы компании.

Молодому поколению и тем, кто уже некоторое время работает на своем месте нужен лидер, который умеет вдохновлять, мотивировать и тот, кто больше внимания уделяет интересам команды.

Совместному движению к общей цели отлично способствует коучинговый стиль управления. В этой системе руководитель выстраивает диалог с сотрудниками по-новому — через задавание вопросов. И, таким образом, открывает им возможность покреативить, искать свои пути решения задач. При таком взаимодействии каждый понимает, что он делает, зачем именно ему это надо и какой вклад его работа вносит в общую миссию компании.

Самый эффективный вариант для руководителя — владеть целой палитрой стилей управления и, грамотно комбинируя, применять их.

Топ-4 ошибки руководителя в работе с командой

1. Тотальный контроль
Многие руководители привыкли контролировать каждый шаг команды и не доверяют им их же зону ответственности. Чтобы этого не происходило, важно понимать, на что способен каждый сотрудник, какие у него навыки. И, основываясь на этом, делегировать задачи.

2. Отсутствие четко выстроенных границ с командой
Есть переживание, что если применять коучинговый стиль управления, то все сотрудники будут изливать руководителю душу вместо того, чтобы сфокусироваться на своих обязанностях. Но задавать вопросы — не значит стать психологом и создать пространство для сплошной рефлексии. Это про способ выйти из запутанной ситуации, про выстраивание ясной картинки в голове и про поиск наилучших решений конкретной задачи.

3. Позиция «воспитателя» на работе
Недопонимания есть в каждом коллективе. Но если вы считаете своим долгом разрешать их, то таким образом направляете все ваше внимание на проблемы, то есть на то, что у вас не работает. А где наш фокус, туда мы и идем. Если он на разборках — то тонем в болоте никуда не продвигающих нас задач. А если ваш фокус на развитии, и поставлен через вопрос: «А как можно еще лучше?», то и результат будет соответственный.

4. Отсутствие обратной связи


Тут есть 2 аспекта:

1) Некоторые считают, что если постоянно благодарить свою команду, то все расслабятся и перестанут что-либо делать. Но это заблуждение. Когда люди чувствуют свою важность и нужность, они готовы вкладываться еще больше, чтобы ощутить это снова.

2) Другие переживают за то, что могут обидеть/ расстроить человека. Попробуйте вести этот диалог через вопросы:
- Спросите сотрудника, какая у него стояла задача.
- Что у него получилось? Что нет?
- Что можно было бы сделать по-другому, лучше?
Вы увидите, как он размышляет, видит ли он собственные неудачи. Чаще всего, говорить что-то дополнительно не придется.

Управлять командой – это навык, который можно совершенствовать постоянно. Анализируйте свой предыдущий опыт и проходите обучения, например, коучингу. Управленческая эффективность — это бесконечный процесс саморазвития, такой же динамичный, как и жизнь.

По материалам сайта erickson.ru
Анна Лебедева

профессиональный коуч (MCC ICF), мастер-тренер МЭУК, ментор, автор программы «Школа менторов для коучей».