Коуч для бизнеса: тренд или шаг к достижению бизнес-целей
В статье Катя Канева расскажет о том, чем может быть полезен коуч для бизнеса, с какими запросами можно к нему обращаться и чем он отличается от бизнес- психолога, трекера и консультанта.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Я, Катя Канева – патентный поверенный, судебный юрист, консультант по управлению и коуч ICF, рада снова быть на связи с вами.

Сегодня я расскажу о том, чем может быть полезен коуч для бизнеса, с какими запросами можно к нему обращаться и чем он отличается от бизнес- психолога, трекера и консультанта. Не останутся в стороне и тренды 2022 года, на которых я подробно остановлюсь, а также раскрою моменты юридической и этической ответственности коуча.
Если говорить о бизнес-коучинге, то эту тему стоит начать рассматривать с определения того, кто такой коуч в целом, на каких правовых и этических основаниях он ведет свою деятельность, какой функционал выполняет, и в том числе с какими запросами к нему можно обращаться и каких результатов ожидать от работы с ним.

Как мы все наблюдаем, два года пандемии существенно ускорили изменения в онлайн- и офлайн-среде, а также в хозяйственном обороте. Компании вынуждены уже сейчас быстро перестраиваться как внутри жесткой системы управления, так и внутри отношений в команде и с бизнес-партнерами. Изменения не оставляют равнодушными ни руководство, ни собственников бизнеса, потому что затрагивается именно объем бизнес-мышления, то есть объем нарастающих изменений и скорости освоения этих изменений.

Тренд 2022 года состоит в том, что раньше многие из нас полагали, что являются в какой-то степени жертвами происходящих изменений, и пытались в условиях неопределенности адаптироваться к этим быстрым изменениям. На сегодняшний день большинство предпринимателей охватывает новую волну и фокусируется на том, благодаря каким инструментам можно максимально эффективно в единицу времени достичь изменений, адаптироваться к ним и проработать эти изменения наилучшим экологичным и ресурсным образом. Ключевой критерий при этом – вопрос человеческих ресурсов, насколько максимально эффективно в единицу времени мы можем использовать свой внутренний, а далее уже внешний ресурсы.

И в данном процессе как раз именно бизнес-коуч может создать продуктивное пространство доверия и безопасности, поддержать клиента в фокусировке на результате и благодаря вопросам и специальным техникам направить внимание клиента на выявление наилучших стратегий и инструментов внедрения изменений, как внутренних, так и внешних. Но в данном процессе, как вы знаете, ответственность за результат лежит на клиенте, а коуч не привносит ничего своего.
Отличия коуча от бизнес- психолога, трекера и консультанта

После того, как мы определились для себя, кто является коучем, можем четко разделять, чем коуч отличается от психологов, бизнес-консультантов и бизнес-трекеров.

Психологи работают с личным багажом собственника бизнеса/либо его подчиненных, с их прошлым, в том числе с ограничивающими убеждениями и установками, которые могут мешать в реализации задуманных целей. Хочется отметить, что деятельность бизнес-психологов очень важна, потому что прошлое зачастую замедляет и накладывает рамки на видение будущего и способы достижения целей.

Бизнес-консультант исследует бизнес-систему клиента и дает свои экспертные рекомендации относительно того, как можно достичь намеченных бизнес-целей наилучшим способом, либо направляет этот процесс.

Бизнес-трекер сопровождает клиента на стадии MVP, когда тестируются гипотезы в запуске новых проектов или субпроектов, внедряются изменения, и фокусирует клиента на том, чтобы он не отступал от намеченной траектории. Бизнес-трекер часто обращается к механизмам психологии, консалтинга и коучинга.


Юридическая и этическая ответственность коуча

Коуч по стандартам ICF создает для клиента пространство безопасности, доверительной обстановки и благодаря задаванию вопросов помогает ему сформулировать конкретный запрос (коуч всегда работает с запросом), систему измерения результата (как клиент поймет, что он достиг своего результата в долгосрочном контракте и в краткосрочных сессиях с коучем) и сопровождает процесс исследования этого запроса, поддерживая клиента в неопределенности.

Важным моментом для бизнес-коуча является наличие бизнес-практики и понимание циклов развития бизнеса. Коуч фокусирует клиента на достигнутом результате и на том, как изменения способны повлиять на его жизнь, работу и иные аспекты его деятельности. Коуч поддерживает клиента в рамках конкретного запроса и не переносит на него свое видение, но он вправе поделиться своими наблюдениями, чтобы создать ту разницу, благодаря которой клиент получает инсайт относительно своего запроса, естественно, без чувства собственной правоты и навязывания. Коуч ICF, действуя в рамках Этического кодекса, также может создавать вызовы, порождающие изменения для клиента.

По стандартам ICF коуч обязан разъяснить клиенту, что ответственность за результат работы с коучем несет сам клиент, а коуч берет на себя ответственность за создание продвигающего пространства и задавание вопросов, которые позволят клиенту выйти за рамки текущего объема мышления. Коуч отвечает за создание эффективного процесса исследования.


С какими запросами обращаются к бизнес-коучу

Если исследовать объём запросов, поступающих к бизнес-коучу, то можно выделить работу с первыми лицами компании (топ-менеджментом), собственниками бизнеса, а также командный коучинг и коучинг отдельных членов команды.
Работа с собственниками бизнеса предполагает, что у коуча есть экспертные компетенции, которые позволяют максимально широко рассматривать объем бизнес-архитектуры, бизнес-стратегии и поддерживать клиента в этих частях. Здесь главная особенность заключается в том, чтобы коуч не ограничивал клиента своим опытом и видением. Для этого бизнес-коучу следует корректно оценивать объём своих экспертных компетенций и бизнес-опыта и исходя из этого формулировать предложение для клиентов.


Как оценить результаты работы с коучем

Результаты работы с коучем всегда вариативны, поскольку запросы клиентов самые разные. Ключевым моментом в совместной работе должно являться то, что в жизни клиента начнут происходить не точечные, а системные изменения, в том числе в его идентичности. Когда у клиента есть желаемый образ для самого себя и объем изменения установок, тогда все решения будут приниматься им исходя из своего ценностного аппарата и может проясниться видение того, ради чего большего ему важно внедрить те или иные изменения в жизни и в бизнесе. В целом коучинг позволяет охватить полностью всю жизнь и работу клиента, а не только решить какие-то точечные задачи.

Подводя итоги, хочется отметить, что ценности коуча и его мастерство действительно позволяют клиенту максимально эффективно и экологично использовать жизненные ресурсы. Клиент может растягивать изменения и процессы их внедрения на годы, а может в коучинге сфокусироваться на том, что максимально возможно для него в единицу времени, и соответственно пройти необходимые шаги наилучшим образом и открыть для себя новые перспективы и горизонты. Работа с коучем – прекрасный путь открытия себя.

На этом прощаюсь с вами до новой встречи!
Если у вас есть вопросы и предложения ко мне, я всегда открыта для общения и поддержки.

По материалам сайта erickson.ru